пятница, 16 сентября 2016 г.

The Turing Test | Если бы мы не знали Portal

Я, конечно, очень постараюсь, но не уверена, что об этой игре в принципе можно рассказать, избегая сюжетных или геймплейных спойлеров, так что если вы из тех людей, которым спойлеры могут напрочь испортить прохождение игры, вы читаете это на свой страх и риск.
Первой, из заинтересовавшего на E3 этого года, в мою библиотеку прибыла The Turing Test, что не удивительно, потому что это паззл от первого лица. И, в принципе, ожидания мои полностью подтвердились: игра получилась больше сюжетная, нежели головоломная. И, к тому же, довольно неплохая. В одном из обзоров в Steam (к сожалению, не смогла найти его во второй раз, чтобы сослаться более точно) я прочитала, что в мире, где не выходил Portal и The Talos Principle, эта игра, возможно, стала бы культовой. И я даже склонна с этим согласиться.
О том, чем же так хорош Portal, помимо общего качества исполнения и замечательного юмора, можно почитать в замечательной статье за авторством настоящих профессоров.

Видимо, я не настолько одаренная, как люди из отзывов в Steam, которые прошли игру за какие-то 4 часа. Мне потребовалось целых 6. Впрочем, это все равно было довольно быстро и заняло всего один вечер, правда я не уверена, что это стоит подавать, как недостаток. Из 77 комнат только две вызвали у меня проблемы (одна из бонусных и самая последняя, о которой я расскажу чуть позже), связанные с поиском решения. В остальных же, как правило, сразу понимаешь, что нужно сделать, а скорость решения ограничивается скоростью перетаскивания объектов туда-сюда. Вот это вот, которое хорошо описано в довольно известном номере За что вы убили женщину? в моменте про кошелку.

А еще была комната, на которой у меня горело. Даже не горело, а просто полыхало. Потому что там сначала приходилось учитывать физику игры, а потом бежать на скорость. Не буду раскрывать механику решения, чтобы не портить вам удовольствие, но парилась там я, наверное, минут 40, если не добрый час.

Но гораздо интереснее здесь поговорить о сюжете, потому что, как мне показалось, разработчики ставили в основном на него. По ходу игры вам предстоит управлять Авой Тюринг, инженером исследовательской экспедиции, отправленной на Европу (ту, которая спутник Юпитера). Ава просыпается от криосна на борту корабля, находящегося на орбите Европы. Ее разбудил местный искусственный интеллект ТОМ, чтобы сообщить, что связь с базой на Европе утеряна и члены экспедиции могут быть в опасности, так что Аве следует спуститься на спутник и разобраться, в чем дело. На месте выясняется, что база была перестроена таким образом, чтобы представлять из себя Тест Тюринга, который не сможет пройти машина, а коллеги Авы где-то... внутри. К гадалке ходить не надо, чтобы понять, что машина в данном случае - ТОМ.

А дальше Ава начинает продвигаться к своим коллегам под приятный голос ТОМа, который вещает ей о станции, о тесте Тюринга, а еще постоянно размышляет о том, насколько сильно люди отличаются от машин. Однако, через некоторое время становится вполне очевидно, что что-то не так либо с ТОМом, либо с командой, что приводит к главному сюжетному повороту игры. (Остановитесь здесь, если не хотите спойлеров.)

Внезапно оказывается, что из людей с помощью специальных чипов сделали дронов под управлением ТОМа, ибо людская натура слишком непредсказуема, но в исследованиях им все же нет равных из-за способности мыслить креативно. Здесь и встает вопрос "А кто тогда проходит этот тест Тюринга?", на который довольно сложно ответить, потому что в голове у Авы довольно... людно. Во-первых, есть сама Ава, у которой есть свой взгляд на происходящее (и он был несколько отличным от моего, то есть от взгляда игрока). Во-вторых, есть действующий на ее подсознание ТОМ, который, по сути, обманом подтолкнул ее к прохождению тестовых комнат. В-третьих, есть игрок, который без сомнения является человеком. И если до момента, когда команде удалось на время отключить ТОМа от Авы, я более-менее ассоциировала себя с ней, то здесь нам дали понять, что мы - ТОМ. Да и финальное решение в игре приходится совершать, будучи ТОМом (и в этой перспективе я едва ли прошла тест :)), потому что все иррациональные решения Авы уже прописаны в сценарии и нет возможности побыть Авой как человеком без влияния ТОМа.

Тем не менее, каким-то чудесным образом удается подмазаться в Аве и она, уже будучи в курсе всего происходящего, радостно принимает ТОМа обратно, чтобы проходить комнаты сообща, что дает игроку еще новых механик и инструментов. Разумеется и комнаты сделаны таким образом, что без новых механик их не пройдешь, что логично с точки зрения геймплея, но нелогично с точки зрения сюжета - кому потребовалось создавать тест Тюрига, который нужно проходить сообща с машиной. Возможно таким образом хотели создать ощущение, что Ава и ТОМ наконец-то поменялись местами и теперь он стал всего лишь инструментом, но это только ощущение, потому что когда мы "переселяемся" в объекты окружения, которыми может управлять только ТОМ, Ава так и остается стоять болванчиком, по-этому впоследствии мне было куда проще ассоциировать себя с ТОМом, тем более, что с его точкой зрения я была согласна. И в этом ключе последняя комната пришлась мне очень по вкусу, потому что я довольно долго искала решение, пока не догадалась, что тело Авы нужно использовать, как расходник. Не не так жутко, как Companion Cube, конечно, но все же :)

В общем, несмотря на то, что это скорее казуальный experience, нежели паззл, получилось довольно красиво, атмосферно и увлекательно.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...