понедельник, 21 декабря 2015 г.

The Talos Principle


"Вы слышали о Принципе Талоса? Это старое философское понятие о том, что невозможно избежать реальности – неважно, во что вы верите, если вы потеряете всю свою кровь, то умрете. Я думаю, это намного больше подходит к нашей ситуации, чем нам бы хотелось признать. Мы бы могли закрыть глаза и сделать вид, что всё в порядке… но это не изменит физической реальности того, что случится с нашими (далее обрывается)."
— The Talos Principle

"Я уже говорил тебе, что такое безумие, а? Безумие — это точное повторение одного и того же действия. Раз за разом, в надежде на изменение. Это есть безумие. Когда впервые я это услышал, не помню, кто сказал эту хрень, я, бум, убил его. Смысл в том, окей, он был прав. И тогда я стал видеть это везде. Везде, куда ни глянь — эти болваны. Куда ни глянь, делают точно одно и то же, снова и снова, и снова и снова."
— Ваас Монтенегро

Есть у меня такой список игр, которым каким-то образом удалось меня заинтересовать, но вот руки до них все никак не доходят. Либо это просто игры, под которые нужно настроение. Впрочем, настроение меня посещает все реже, а руки не доходят все чаще, поэтому список этот разросся до совершенно неприличных размеров. Тем не менее иногда (и гораздо реже, чем хотелось бы) я все-таки обращаюсь к чему-то из этого списка. И на прошлой неделе удалось вычеркнуть The Talos Principle. Игра заняла у меня три вечера и два обеденных перерыва.

Как эта игра вообще попала в этот список? Ну «Это лучшее, что выходило со времен Portal», «Как, тебе понравился Portal, но ты до сих пор не играла в The Talos Principle?» и так далее. Но, к сожалению, игра оставила после себя весьма неоднозначные впечатления и глубокое разочарование в сумме. С другой стороны, сказать, что игра вообще «ни о чем» и не стоила своих времени и денег, я тоже не могу.

Кстати, дальше вполне возможно будут спойлеры, хотя никаких «вот это поворотов» в игре, по сути, не было — именно сюжетная часть довольно очевидна с первых шагов, особенно если вы не брезгуете текстами на терминалах. Я если брезгуете, то ловить в этой игре вам точно нечего.



Начинается все со «стерильной комнаты», голоса свыше и довольно бессмысленной задачи — достать из головоломки фигурку из тетриса, которая, по сути, нужна только для того, чтобы доставать еще больше фигурок из тетриса. В этом плане игра, конечно, зачерпнула из Portal/Portal 2 (возможно, неумышленно), где в то же время, как вы проходите игру, персонаж делает то же самое, а голос свыше, который диктует условия и устанавливает правила — тот же геймдизайнер. Правда здесь с первых шагов понятно, что мир вокруг нашего персонажа нереален, что это какая-то игра или симуляция. Довольно забавный резонанс на самом деле, правда в Portal он было более элегантным и не таким прямолинейным. Но больше я не буду сравнивать две эти игры, честное слово.

Голос свыше представляется Элохимом и предстает как местное божество (говорю же, геймдизайнер), которые просит нас верить ему и проходить различные испытания, собирая ключи к храму, где мы сможем обрести бессмертие. Но есть одно единственное правило — нельзя подниматься в башню. Впрочем, Элохим — не единственный персонаж, пытающийся как-то влиять на наше понимание того, что происходит вокруг. Есть еще Милтон, с которым можно общаться с помощью терминала. В противовес Элохиму, Милтон жуткий материалист и довольно раздражающий тип, который постоянно уговаривает нашего персонажа бросить все и посмотреть что же находится в башне, а так же пытается затроллить до смерти, и от этого, если честно, я получила мало удовольствия. Я прямо жалела, что там не было варианта ответа «Ой, все».

Но ключевую роль в игре играют терминалы и тексты на них. Точнее обрывки текстов, из которых вы узнаете (буквально у первого терминала узнаете, так что это слабый спойлер), что что-то страшное случилось с человечеством и оно пыталось создать огромную базу данных (Милтон, кстати, сортировщик это базы), чтобы сохранить все накопленные знания, а эти тексты и есть обрывки этой базы. Именно они дают нам представление о том, что же происходит вокруг, что случилось с реальным миром, а так же намекают на природу нашего персонажа, так как постоянно поднимаю вопросы о том, можно ли считать искусственный интеллект личностью, что вообще делает человека человеком, так же о способности машин к размножению и так далее — если вам не чужда научная фантастика, то вы, наверняка, уже представляете себе общую идейную направленность игры. Собственно, здесь же поминается и «принцип Талоса», который на самом деле немного выходит за рамки общеобразовательной философии, но неплохо объясняется в самой игре и, по сути, обсуждается в контексте вопросов об искусственном интеллекте. В общем, если вы не настроены много читать, то в этой игре вам ловить точно нечего, потому что даже после этой игры хочется читать на эти темы много и обстоятельно.

Очень непринужденно через письма, логи чатов, посты из блогов мы узнаем, что на закате человечества, ученые и пытались поспорить с этим принципом, работая над созданием ИИ, который продлил бы жизнь человечества. Точнее, они создали целую симуляцию, в которой... а дальше уже реально спойлеры. Скажу только, что две концовки в игре хороши в рамках данной смысловой нагрузки, но только одна из них действительно раскрывает сюжет до конца. Есть еще третья концовка, но она, как мне показалось, вообще слабо вписывается в общую идею. Сценаристы поработали действительно очень хорошо, доступно объяснив не очень популярную идею, да еще и рассмотрев ее в рамках современного уровня развития технологий.

И мне бы очень хотелось остановиться на этом и сказать, что игра действительно очень хорошая, но нет. К сожалению, помимо сюжета, там есть еще и геймплей. И он очень... унылый. С точки зрения игрового процесса, игра представляет из себя серию головоломок с постепенным увеличением количества механик — что могло пойти не так в такой отработанной десятками игр концепции? Да просто очень похоже, что разработчики здесь решили взять количеством, а не качеством, потому что в игре больше 100 головоломок (за точность цифр не ручаюсь, прикидывала «на глаз»): 99 паззлов, 30 секретных звезд (правда часть из них не очень-то и секретны, потому что я буквально свалилась на них сверху), 9 дополнительных головоломок на третью концовку, 6 уровней храма, и еще 3 раза можно поскладывать дополнительные паззлы из тетрисных фигурок.

Все это многообразие поделено на 3 мира, где на декорациях меняются только текстуры. И вроде красиво, и вроде ты понимаешь, что вот там-то был песок, а тут-то снег, но выглядит все равно очень однообразно. Внутри каждого мира есть 7 комнат в которых находится штук по 6 паззлов. Занятно, что по содержимое одной комнаты — это открытый мир, так что что-то из одного паззла вполне можно использовать в другом (при этом проносить вещи, конечно же, нельзя), да вот только используется это только для опциональных «звезд».

Тетрисные фигурки тоже непросты. Есть зеленые — они нужны для продвижения между мирами; есть желтые — это для разблокировки новых механик; а есть красные — эти для того, чтобы подниматься вверх по запретной башне. Не на шутку меня смутило то, что нельзя поддаться на уговоры Милтона и пойти в башню сразу после первого мира — вы просто не сможете туда попасть не перевыполнив план Элохима и не завершив все-все-все.

К слову, я прошла не все. На третью концовку, то есть на 9 дополнительных головоломок, у меня уже не хватило силы воли, потому что очень хотелось посмотреть, чем там дело кончается в этой башне, наконец. Но из того, что я прошла, подумать минут 40 пришлось в лучшем случае над пятью, а ведь для меня туфли в коробку сложить — целая проблема. Остальные же решаются по совершенно одинаковым паттернам и ограничиваются исключительно скоростью перемещения персонажа. И я бы даже не сказала, что сложность как-то нарастает от уровня к уровню. Даже спустя часов 10 у меня было стойкое ощущение, что я прохожу какую-то тренировку, серьезно. Кроме того, их настолько дохера, что при перетаскивании очередной пары деактиваторов через двери, которые они деактивируют с одной стороны избежать негативных мыслей просто невозможно. Уныло. Я, конечно, понимаю, что сделанный на коленке и выворачивающих восприятие пространства Depth, который я показывала в этом видео, или унижающий на каждом шагу Antichamber – это, возможно, слишком экстремально, но почему нельзя было сделать втрое меньше и хотя бы втрое сложнее и разнообразнее?

Я, конечно, могу попробовать объяснить такие скучные и однообразные головоломки, такое их количество, такой «гринд» тем, что это тоже своего рода часть испытания Элохима на верность, но это как-то слегка натянуто и я не думаю, что разработчики специально так облажались с головоломками. И, главное, геймплей-то можно было сделать абсолютно любой, потому что он по сути не имеет непосредственного отношения к сюжету, так как это игра в игре.

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...